В Украине были освобождены председатели налоговой и таможенной служб Сергей Верланов и Максим Нефедов, а также генпрокурор Руслан Рябошапка и ряд министров, которые пользуются хорошей репутацией на Западе», — подчеркнула заместитель директора Евразийского центра Atlantic Council Мелинда Харинг.
В Украине начинается реванш и Запад должен наблюдать за ситуацией в Киеве, считает автор статьи
Киев возвращается к старым методам работы, пишет в статье для Atlantic Council 11 мая Мелинда Харинг – заместитель директора Евразийского центра этой организации.
«4 марта мир принял к сведению, что [президент Владимир] Зеленский уволил большую часть своего значительной степени хорошего кабинета. Он сказал, что хочет результатов, а его первая команда их не принесла. Достаточно справедливо, но он заменил уважаемых министров на неопытных, а прозападных министров – на чиновников, которые критиковали международные финансовые институции», – отметила она.
Эксперт подчеркнула, что вслед Зеленский уволил «своего замечательного генерального прокурора».
«Он заменил Руслана Рябошапку Ириной Венедиктовой, политической приятельницей, которая никогда не был прокурором. И результаты были предсказуемы: Венедиктова, похоже, отказывается от реформы прокуратуры. Она отменила некоторые увольнения Рябошапки и заблокировала участие иностранных партнеров и гражданского общества в проверке прокуроров. Уважаемый Центр по противодействию коррупции заявил, что ее решение означает, что «…представители гражданского общества и иностранные партнеры не будут оказывать никакого влияния на принятие решений», – написала Харинг.
После Венедиктовой президент уволил глав налоговой и таможенной служб, «которые пользуются хорошей репутацией на Западе за их честность, порядочность и компетентность», добавила она.
«7 мая Служба безопасности Украины неожиданно посетила квартиру 38-летнего Сергея Верланова в Киеве. Они потребовали его электронику и обыскали квартиру. Недавно уволенный глава Государственной налоговой службы был обвинен в отмывании денег для финансирования терроризма. СБУ ничего не обнаружила после своих поисков. Верланов был неожиданно освобожден 24 апреля после борьбы с коррупционными схемами в сфере оборота алкоголя и табака, после смены людей, которые отвечают за центральный офис налоговой службы, установка программы ротации в региональных офисах, подавление схем мошенничества с НДС и отказа от продажи должностей или найма людей, которые были скомпрометированы. Другими словами, Верланов был как раз подходящим человеком для этой работы», – заявила заместитель директора Евразийского центра Atlantic Council.
В этот же день был освобожден Максим Нефедов, бывший глава таможенной службы «известный реформатор, который выступал за онлайн-закупки», напомнила Харинг.
«Бывший инвестиционный банкир зарабатывал в десять раз больше в частном секторе, но упрямо продолжал реформы в государственном секторе. Он был одним из чемпионов украинской системы государственных закупок ProZorro, которая получила широкую популярность в 2019 году и сэкономила государству 28,2 млрд грн. Кто-то заставил Национальное антикоррупционное бюро Украины начать досудебное расследование в отношении Нефедова, которое он назвал бессмыслицей», – отметила она.
Все эти украинские реформаторы пришли на должности различными путями, но их объединяет одно: по словам антикоррупционных активистов, Верланов, Нефедов и Рябошапка отрезали коррупционные денежные потоки, а последовавшие за этим уголовные обвинения является возмездием.
«Мы получили достоверный отчет о том, что может быть начато расследование в отношении доктора Ульяны Супрун, которая отлично выполняла обязанности. а. министра здравоохранения и попробовала просмотреть шаткую систему здравоохранения Украины. Любое преследование Супрун или ее мужа, как граждан США, вызвало бы больше чем недоумение в Вашингтоне и Европе», – подчеркнула Харинг.
Она считает, что в Украине начинается реванш, а государственная служба, медицинские, антикоррупционные и фискальные реформы находятся под угрозой.
«На прошлой неделе министр экономики Игорь Петрашко раскритиковал украинскую систему закупок ProZorro, что уже вызвало критику двух лучших организаций гражданского общества в Украине. Ножи со всех сторон политического спектра в течение нескольких месяцев были нацелены на Артема Сытника, председателя Национального антикоррупционного бюро Украины. Законопроект о его устранении был зарегистрирован и предварительно одобрен соответствующим парламентским комитетом (что было бы возможным лишь при условии предварительного согласования с офисом Зеленского). Борьба продолжается, она далека от завершения», – считает автор публикации.
Она убеждена, что Запад должен ясно высказаться по поводу этих процессов и наблюдать за позицией Киева.