Андрей Засаднюк, Елена Кононенко
23:35, 13 апреля 2020
24910
0
Украина входить в громкий международный скандал. В США заподозрили, что миллиарды долларов помощи оседали в нашей стране в чьих-то карманах. Как бывшие американские и украинские чиновники совместно «разбазарили» более 5 миллиардов долларов международной помощи? «Деньги» искали ответ на вопрос.
Провести расследование относительно того, куда делись миллиарды долларов помощи от США в Украине, распорядился лично Дональд Трамп. За дело взялся его личный адвокат – Рудольф Джулиани. Недавно он выпустил целую серию разоблачительных фильмов и сделал громкое заявление. По его данным, бывшие американские и украинские чиновники совместно «разбазарили» более 5 миллиардов долларов международной помощи: «Система построена таким образом, что контракты получают организации, близкие к колишніх работников USAID и правительства США, прошлых или действующих чиновников».
Тем самым, топ-американцы подтвердили подозрения украинских аудиторов. Счетная палата еще в 2017-м предупреждала: помощь США тогдашние чиновники использовали неэффективно!
Тогда американские союзники Порошенко смотрели на махинации сквозь пальцы. И если про эту схему было известно уже давно, то сейчас Рудольф Джулиани уже подозревает тех, кого, ну, никак не ожидали увидеть фигурантами расследований. Речь идет о активиста-антикоррупционера Виталия Шабунина и его партнера, защитника тяжелобольных Дмитрия Шерембея.
Оба – хорошо известные зрителям «Денег». Шабунин руководит «Центром противодействия коррупции». «Эта организация позиционируется, как бескомпромиссные борцы с коррупцией, но, в то же время, они были замечены в том, что участвуют и в различных политических разборках. Мы видим много вопросов, которые надо расследовать», — говорит политолог, директор Института социально-политического проектирования «Диалог» Андрей Миселюк.
А Дмитрий Шерембей имеет целую сеть громадських организаций, которые занимаются больными на ВИЧ/СПИД.
Джулиани взяв интервью у украинского нардепа Андрея Деркача. А той поделился весьма любопытными документами: «Я передав вам таблицу из 20 кейсов, которые требуют расследования».
В этих документах суммы финансирования сети организаций Шерембея и переводы на счета партнеров. В общем, через них прошло почти 143 миллиона долларов. Огромная сумма! Казалось бы, американцы щедро помогают украинским больным, что здесь такого? Але на самом деле, забрасывает Джулиани, деньги банально «распилили» — все или частично. И что на самом деле дошло до больных — вопрос.
«Есть 134 миллиона долларов, которые были переданы различным поставщикам и многим подрядчикам. И что за ним нет соответствующей документации. Деньги были переданы не на те цели, для которых были предназначены. И в некоторых случаях отмыты. Целый ряд причин, которые это подтверждают», — говорит Джулиани.
Серьезные обвинения. Но неужели международные партнеры годами давали Шерембею деньги без контроля?
«Основная идея заключалась в том, что антикоррупционный центр должен якобы контролировать поступление средств международной технической помощи снаружи этой ЛЖВ», — говорит Деркач.
То есть, доноры требовали, чтобы благотворителей проверяла независимая антикоррупционная организация. Ось тут «на сцене» и соединение является Виталий Шабунин. В 2012-м он, вместе с Шерембеєм, создает той же «Центр противодействия коррупции».
«Центром ЛЖВ руководил Шерембей. А ГПК руководил Шабунин. И одной из обязанностей ГПК было следить за этими деньгами», — говорит Джулиани.
И кто же став контролером тех миллионов для тяжелобольных украинцев? Так, Виталий Шабунин, товарищ и партнер Шерембея. «Рука руку моет» — обычно в таких случаях говорят сами антикоррупционеры, когда разоблачают коррупционеров.
«И никто не подумав, что это конфликт интересов?» — спрашивает Джулиани.
В результате, американцы подозревают: деньги пошли отнюдь не на благо больных. Конкретные схемы «отмывания» средств Джулиани и Деркач пока не раскрывают, мол, берегут для следователей. Но эксперты уверяют: они достаточно типичны…
«В частности, использование разных Фопов и проведения различных программ, которые на бумаге проводятся, а на самом деле нет», — рассказывает Миселюк.
Для чего же вроде бы неприбыльным «конторам» активистов выделяли такие деньги? Есть несколько версий, одну из них озвучивает журналист Владимир Бойко: в свое время, они протолкнули очень серьезную реформу.
«Было пролоббировано закон, что средства не поступают в МИНЗДРАВ, а в общественную организацию, которая будет решать, что и у кого покупать. Причем, фирму тоже выбирают зарубежные партнеры», — рассказывает он.
И разобрали, конечно же, организации Шерембея. Поэтому они курировали закупку лекарств от ВИЧ/СПИД, туберкулеза, гепатитов для всей страны. Теперь американцы обвиняют: часть денег могли передать подставным фирмам. А эксперты предупреждают, что это может быть не единственным финансовым «открытием» относительно этого дня известных в совсем других ролях активистов — Шерембея и Шабунина.
«Для поддержки конкретных товаропроизводителей Шабунин и Шерембей проводили митинги под Кабмином за определенный препарат. Проходить несколько дней и на счет Еще капает от этого производителя определенная сумма», — говорит Владимир Бойко.
И, действительно, Дмитрий Шерембей неоднократно выступал за закупки лекарств у конкретных производителей. Могло ли это быть возмездным лоббирование интересов?
«Проверить расходование этих средств почти невозможно. Как только правоохранители интересуются, начинаются крики: это средства международных партнеров, и вы не имеете право их проверять», — замечает Бойко.
Долгое час денежные потоки на жизненно важные лекарства были тайной за семью замками. Но теперь позиция США изменилась, там хотят серьезно расследовать эти украинские дела. «Надо создать рабочую группу. Чтобы и американские, и украинские следователи могли сотрудничать», — говорит Джулиани.
Украинская полиция не отстает. Уже возбудили ряд дел по фактам деятельности громадських структур активистов Шабунина и Шерембея.
«Деньги» много раз просили Дмитрия Шерембея объяснить свою позицию. Интересно: он сначала пообещал открыто все объяснить в этой студии. Уверял, что его оклеветали, и имеет доказательства невиновности. Но вдруг, в последний момент, говорить отказался. Так же, к сожалению, ничего не объяснив «Деньгам» и его коллега Виталий Шабунин.
«Грантовые организации чувствовали себя безнаказанными. Сейчас такого уже нет. Эта эпоха безнаказанности прошла и сейчас, конечно, правоохранительные органы будут изучать их деятельность», — говорит Миселюк.
Самое худшее в этом следующее: если международное расследование подтвердит озвученные факты, на жаль, не поздоровится не только «активистам», но и репутации всей страны! Согласятся ли после такого удара международные партнеры и дальше помогать Украине – большой вопрос.
Андрей Засаднюк, Елена Кононенко