Четверг, 28 марта, 2024

Что нового ученые узнали о коронавирусеСюжет

Микроскопический колючий шарик заразил миллионы людей и захватил умы исследователей по всему миру.

Коронавирус SARS-CoV-2, о котором никто не знал еще полгода назад, стал предметом для изучения в беспрецедентных масштабах. Уже начались испытания вакцин и новых лекарств. Корреспондент.net рассказывает, что наука узнала о коронавирусе до этого времени.

Что коронавирус делает в организме человека

Когда в организм попадает SARS-CoV-2, то он вступают в контакт с клетками в горле и гортани, на поверхности которых есть белок ACE-2. Коронавирус его имитирует, поэтому рецепторы организма принимают его за свой белок.

Оказавшись внутри, РНК коронавируса внедряется в клеточный механизм воспроизводства и клетка производит несколько копий вируса. Когда они вырываются из клетки, то и инфекция распространяется по организму. В ответ иммунная система вырабатывает антитела для уничтожения патогена.

Перед вирусами не стоит задача убить организм, поскольку использует его как фабрику по производству своих копий и погибнет вместе с ним. По этой причине коронавирус часто протекает в легкой форме и совсем без симптомов.

Атака коронавируса под микроскопом: фотогалерея

В этом заключается «успех» SARS-CoV-2. Человек-носитель чувствует себя хорошо, поэтому ходит на работу в супермаркет и другие общественные места, чем помогает вирусу распространиться.

В статье в журнале Nature Medicine, опубликованной 15 апреля, ученые сообщают, что наиболее высокая концентрация вирусных частиц наблюдалась у пациентов, у которых симптомы только начали проявляться, и пик заражаемости приходился на это или даже на более раннее время.

Около 44 процентов пациентов заразились от людей, которые еще не проявляли никаких симптомов заболевания. При этом чаще всего в это время они находились среди большого количества родственников или вне дома.

В других исследованиях ученые сообщали, что РНК вируса может обнаруживаться в крови до 20 дней и даже дольше (в некоторых случаях — до 37 дней), однако при этом его инфекционность, видимо, значительно падает.

Почему COVID-19 может закончиться смертью

Коронавирус протекает в тяжелой форме, если сможет спуститься вниз по дыхательным путям и заразить легкие, в которых клеток с рецепторами ACE-2 очень много. Когда легкие переполняются остатками мертвых клеток, пациент нуждается в реанимации.

Кроме того, иногда происходит перегрузка иммунной системой, которая получила название цитокиновый шторм, который может закончиться смертью пациента.

Тогда организму направляет в легкие иммунные клетки, чтобы атаковать вирус, и возникает воспаление. Этот процесс иногда выходит из-под контроля, иммунных клеток вливается все больше, и воспаление усиливается.

Почему цитокиновый шторм возникают лишь у отдельных пациентов, а не у подавляющего большинства — пока неизвестно. По одной версии, рецепторы ACE-2 в одних уязвимыми для атак коронавируса, чем у других.

Насколько эффективен карантин

В журнале Science 30 марта было опубликовано исследование эффективности карантинных мероприятий, введенных в Китае в первые 50 дней после первого случая заражения.

Авторы пришли к выводу, что закрытие города и провинции, а также сокращение контактов между людьми привели к снижению количества инфицированных вне провинции на 96 процентов и предотвратили масштабное распространение вируса по всему Китаю.

6 апреля в журнале Lancet была опубликована статья о том, как закрытие школ повлияло на распространение нового коронавируса. Математическая модель исследователей из Университетского колледжа Лондона, что эта мера на 2-4 процента сократила смертельных случаев.

Также исследователи отмечают, что дети в большинстве случаев если и болеют, то бессимптомно.

Почему иммунитет против коронавируса под вопросом

Предложенное лекарство оказалось неэффективным

Гидроксихлорохин и похоже соединение хлорохин были выбраны Всемирной организацией здравоохранения как наиболее перспективные варианты терапии COVID-19 наряду с ремдезевиром и двумя комбинациями лопинавира и ритонавира.

В Украине также применяют это экспериментальное лечение. Однако 21 апреля было опубликовано новое исследование, проведенное в США, которое показало, что гидроксихлорохин не только не улучшает течение болезни, но может навредить.

В американском исследовании эффективность препарата измеряли по надежных конечных результатов — снижение смертности или недопущению ухудшения состояния.

В выборку исследователи включили 368 госпитализированных пациентов, средний возраст которых составил 70 лет, все они были мужского пола.

Часть из них получали гидроксихлорохин в дополнение к стандартным терапевтическим мероприятиям, еще часть получали гидроксихлорохин в сочетании с азитромицином. Остальные вошли в контрольную группу, которые не получали этот препарат.

Анализ летальных исходов показал, что в контрольной группе умерли 11,4 процента пациентов, в группе на гидроксихлорохине умерли 27,8 процента больных, а среди получавших комбинацию с азитромицином — 22 процента.

Заражаются домашние любимцы

Работа, опубликованная в журнале Science 7 апреля, подтверждает способность кошек заражаться SARS-CoV-2 и передавать его другим котам.

Ученые протестировали хорьков и кошек, как наиболее близких по структуре ACE2 животных, а также собак, свиней, кур и уток. Животным закапывали в нос вирусы, а через несколько дней смотрели на то, появилась ли вирусная РНК в их тканях.

Наиболее восприимчивыми к SARS-CoV-2 оказались хорьки и кошки. В первых вирус оказался способен размножаться в верхних дыхательных путях, но при этом не вызвал серьезную болезнь и не приводил к смерти.

У кошек на третий и шестой день вирусную РНК находили не только в верхних дыхательных путях, но и в легких, гистологические исследования этих органов свидетельствовали об их поражении.

Кроме этого они оказались способны передавать вирус друг другу воздушно-капельным путем. При этом они не могут заразить человека.

Другие проверенные животные оказались либо полностью невосприимчивы к вирусу, или реагировали на него слабо: в части собак вирусная РНК нашлась только в фекалиях, но нигде больше.

Ранее Корреспондент.net подробно рассказывал, что ученые узнали о коронавирусе до середины марта.