Поэтому Теперь 18% за продажи третьего авто за год — реальность. Но и это еще не все…
Законопроект №1210, принятый Верховной Радой еще в январе этого года, после тщательного изучения Президентом (поскольку вместо 15 дней, отведенных на подписание, прошло несколько месяцев), опубликован в официальном издании «Голос Украины» и вступил в силу (за исключением нескольких разделов, которые вступят в силу чуть позже). Изменений налоговых правил в документе немало, все мы не охватим, — рассмотрим только то, что касается автомобилистов. В частности, новый налог за продажу третьего транспортного средства на год.
405 автосалонов Украины на AUTO.RIA
Который теперь облагается продажа автотехники?
В ряд ранее существующих этапов налогообложения добавлен еще один, который касается продажи третьей единицы движимого имущества в течение года (год – отчетный, то есть с 1 января по 31 декабря). Вот как сейчас выглядит механизм уплаты налога с продажи автотранспорта физическими лицами:
- Первый продан легковой автомобиль (и/или мопед/мотоцикл) в году – налогом не облагается.
- Второй легковой автомобиль в том же году (и/или мопед/мотоцикл) – налог в размере 5% от оценочной стоимости такого транспортного средства (ТС).
- Первый, второй продан в том же году автобус, грузовой ТС, трактор, спецмашина, прицеп и т. п. (движимое имущество) – налог в размере 5% от оценочной стоимости предмета продажи.
- Третий и все последующие транспортные средства в том же году – налог в размере 18% от оценочной стоимости такого ТС.
Важно, что первые два пункта касаются только легковых автомобилей (включительно с мопедами и мотоциклами), а следующие – всех ТС, то есть автомобилей всех видов и типов (легковые, грузовые, специализированные), автобусов, тракторов, самоходных машин и прицепов.
Очевидно, по замыслу авторов закона, новый налог должны платить те, кто без регистрации ФЛП (физического лица-предпринимателя) или юридического лица (ЧП, ООО, и др) занимается регулярной продажей автотехники. Если же человек не имеет дела с таким бизнесом, автомобиль он меняет в среднем раз в 4 года, поэтому эти налоги обычных автомобилистов на практике не коснутся.
А вот «гонщикам» и «перекупам» придется почесать затылок: 18% это немало. Например, налог за продажу третьего в течение года Renault Kangoo 2008 г. в. рыночной стоимостью $5500 составит 26 700 грн (или ~$1000). Audi A6 того же года выпуска (средняя рыночная цена $10 000) в пользу государства придется отдать 48 тыс. грн, а за 10-летний BMW X5 стоимостью $20 000, фискалы взыщут чуть больше $3,5 тыс.
Частные «автобизнесмены» (приводим это слово в кавычках, поскольку речь идет именно о тех, кто осуществляет такую деятельность без соответствующей государственной регистрации) наверняка уже начали составлять списки родственников и друзей, на которых они планируют «повесить» будущие продажи, чтобы избежать нового налога и официальной регистрации своей деятельности.
Однако список родственников не безлимитный, да и вряд ли все из него будут иметь неудержимое желание «засветиться» в соответствующих налоговых регистрах, а позже декларировать фактически чужое имущество и доход полученный от его продажи (касается тех, для кого декларирование обязательно). К тому же, эта услуга автоматически лишает возможности продать действительно собственный автомобиль без налогообложения. Поэтому схема «запиши на авто кума» — так себе решение. Хотя потенциально количество таких продаж «через посредника» все же увеличится, как и «продажи» без фактического оформления – «по техпаспорту» и оформлением нотариальной доверенности.
Избежать всех «танцев с бубном» и поиска «схем» можно, зарегистрировав свою деятельность с торговли автотранспортом. Чтобы забыть о только что введен налог, который, напомним, касается исключительно физических лиц.
Далее, как вариант — взять в аренду клочок земли где-то возле дороги, на котором можно было бы разместить 10-20 машин, обнести забором, поставить хотя бы временное помещение для приема клиентов… то есть – создать то, что поляки называют «Автокомис» — площадка для торговли автомобилями. И вести свой бизнес, понемногу наращивая обороты и планируя следующие этапы развития, скажем, открытие СТО или пункта проведения техосмотра.
Так построен вторичный авторынок западной Европе и США. Люди покупают авто на таких «Автокомисах», или обменивают имеющиеся машины на другие (трейд-ин). Покупатели больше доверяют таким продавцам, и более охотно к ним обращаются. Ведь тот кто имеет свой стационарный бизнес, дорожит своим именем и будет стараться продавать качественный проверенный товар, без «левых» документов и скрытых дефектов.
И даже без примеров из Европы или США, все мы помним, как продуктовые и вещевые рынки начали трансформироваться в супермаркеты. Как «гаражные» автомеханики самостоятельно или объединившись открывали мощные СТО, как автобазары (те, где камни перемешаны с грязью, а машины расставлены в ряды без всякой логики) заменила интернет-торговля авто. Теперь круглосуточно можно за считанные секунды найти нужную модель по заданным параметрам, увидеть предложения со всей Украины и узнать цены на них. А дальше – позвонить владельцу и договориться о встрече.
Впрочем, кто еще не забыл за время карантина как выглядит придорожная инфраструктура возле украинских городов, непременно обратил внимание, что стоянок, где продают автомобили, стало заметно больше – это и есть упомянутые «Автокомисы». И их будет становиться еще больше, потому что такова природа конкуренции на любом рынке – расти количественно и качественно, чтобы быть сильнее.